----------------------- Page 1----------------------- ----------------------- Page 2----------------------- 1.1.Пояснительная записка Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области военно-патриотического воспитания, настоятельно требует пересмотра системы воспитания и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз. Новизна. Основанием для разработки данной программы стала экономическая, политическая и социальная ситуация в стране, с учетом принципиально- качественных изменений в образовании и развитии детей и подростков. Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармеец» направлена на формирование и повышение современного уровня в области военно-патриотического воспитания обучающихся. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания следует понимать способ организации деятельности, обучающихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юнармеец» тесно связаны с такими дисциплинами, как история, обществознание, ОБЖ, география, физическая культура, краеведение. Педагогическая целесообразность. Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом у них пока еще ограниченного жизненного опыта, характера и объема полученных знаний, общих задач обучения и воспитания, и заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, вызвать желание в будущем встать в их ряды. При разработке содержания данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» принималась во внимание специфика направленности, которая заключается в следующем: учет основных закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания; интегративность - охват многих сферы человеческой деятельности; направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. При разработке структуры и содержания настоящей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса как: непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки. Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, педагоги на своих занятиях применяют элементы современных педагогических технологий: развивающего обучения, проблемного ----------------------- Page 3----------------------- обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся, игровой деятельности, кейс технологий. Адресат программы Программа курса предназначена для обучающихся в возрасте от 7-17 лет. Форма обучения на занятиях очная. Методы обучения – словесные (беседы, объяснения), наглядные (работа по образцу, показ видеоматериалов, иллюстраций и т.п.) и практические. Тип занятий. В работе по программе используются разные типы занятий: - занятия-упражнения; - занятия-импровизации, помогающие создать условия творческого участия, обучающихся в учебном процессе; - занятия-формотворчества и экспериментирования. Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах: - соответствие цели и задачам; -учет возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся; -научность; -системность. Формы проведения занятий - беседа, лекция, презентация, практическое занятие, праздник, соревнование, экскурсия, викторина, защита проектов, конференция, тренировка, семинар, консультация, занятие-путешествие, соревнование. Использование разнообразных форм организации образовательного процесса повышает продуктивность занятий, интерес учащихся к учебному процессу. В процессе обучения применяется коллективная и групповая форма работы. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» - 1 год, в объёме 216 часа. Объединение формируется из обучающихся одной возрастной группы: Состав группы – постоянный. Рекомендуемый состав группы - 15 обучающихся. Набор обучения в группы проводится в начале сентября. Специальные знания при зачислении детей в группы не требуются. Режим занятий Объем курса составляет 216 часов в год. Учащиеся по данной программе могут заниматься (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.3172-14) 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа, продолжительность академического часа – 45 минут). Между занятиями перерыв 10-15 минут. Причем практические занятия составляют большую часть программы (70 %). 1.2.Цель и задачи программы Цель программы: становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания обучающихся. ----------------------- Page 4----------------------- Составными основной цели программы в современных условиях являются: 1.Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности. 2.Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания. 3.Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории. Достижение цели обеспечивается решением следующих задач Образовательные задачи: •Познакомить с историческими и культурными ценностями России; •Познакомить с влиянием исторического прошлого на современную безопасность личности, общества и государства; •Познакомить с государственной системой военно-патриотического воспитания граждан. Воспитательные задачи: - Приобщить к выполнению своего конституционного и воинского долга. Развивающие задачи: 1. Развить личностные, физические и духовные качества, соответствующих высокому уровню гражданственности; 2. Сформировать и развить чувства преданности своему Отечеству; 3. Способствовать: •анализировать специальную информацию, получаемую из различных источников; •принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей. Социально-педагогические задачи: 1.Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим. 2.Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения. 3.Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе. Основными видами деятельности, способствующими успешной реализации программы и формированию ключевых компетенций у обучающихся являются: 1.Участие в мероприятиях, конференциях, конкурсах, соревнованиях разного уровня. 2.Работа над проектом и защита его. 3.Работа над рефератом. 4.Участие в экскурсии. 5.Поиск информации в библиотеках. 6.Поиск информации в электронных энциклопедиях. 7.Использование информации из Интернета. 8.Выступление с сообщением. 9.Участие в дискуссии, диспуте. 10.Брейн - ринг. 11.Мозговой штурм. ----------------------- Page 5----------------------- 12.Моделирование обучающих ситуаций. 13.Участие в анкетировании. 14.Проведение спортивных игр; 15.Участие в смотрах военно - патриотической работы; . 16.Участие в военно - спортивных играх; 17.Соревнования по военно - прикладным видам спорта; 18.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и воинами различных родов войск. 1.3. Содержание программы Учебный план 2 года обучения. № Наименование разделов Количество часов п/п Всего Теория Практика 1 Комплектование групп. Оформление - документации. Вводное занятие 2 Специальная подготовка. 72 - 72 3 Общефизическая подготовка. (ОФП) 30 - 30 4 Начальная военная подготовка (НВП) 18 4 12 5 Огневая подготовка. 33 7 26 6 Устав вооруженных сил РФ. 9 9 - 7 Военная топография. 15 7 8 8 Тактико-техническая подготовка 21 18 3 9 Медицинская подготовка. 9 6 3 10 Экскурсии 9 Итого 216 51 154 Учебно-тематический план № Наименование Количество часов Формы п/п разделов, тем аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Комплектование групп. - Анкетирование Оформление документации. Вводное занятие 2. Специальная 72 72 подготовка. 2.1. Изучение и отработка 12 - 12 Практическая работа ударов ногами. 2.5. Изучение и отработка 12 - 12 Практическая работа ударов руками. 2.9. Изучение комбинаций 12 - 12 Практическая работа ударов ногами и руками. ----------------------- Page 6----------------------- 3.3. Работа с холодным 6 - 6 Практическая работа оружием. 3.5. Боевые приемы борьбы 6 - 6 Практическая работа защиты от холодного оружия. 4. Изучение комплекса 12 - 12 Практическая работа упражнений с оружием. 4.4. Боевые приемы борьбы 9 - 9 Практическая работа по обезвреживанию противника при угрозе автоматом. 4.4. Итоговое занятие по 3 - 3 Практическая работа теме «Специальная подготовка» 3. Общефизическая 30 30 подготовка. (ОФП) 3.1. Упражнения на силу. 9 - 9 Практическая работа 3.4. Упражнения на 9 - 9 Практическая работа выносливость. 3.7. Кроссфит. 9 - 9 Практическая работа 4.0 Марш-бросок. 3 - 3 Практическая работа 4. Начальная военная 18 4 12 подготовка (НВП) 4.1. Строевая подготовка. 3 3 - Беседа Общее понятие строя. 4.4. Выполнение команд в 3 1 2 Практическая работа строю. 4.6. Выход из строя. 3 - 3 Практическая работа 4.8. Движение строем. 6 - 6 Практическая работа 4.12. Итоговое занятие по 3 - 3 Практическая работа теме «Строевая подготовка» 5. Огневая подготовка. 33 7 26 5.1. Разборка и сборка 9 - 9 Практическая работа автомата. 5.5. Обучение стрельбы из 3 3 - Беседа пневматического пистолета. 5.5. Стрельба из 3 - 3 Практическая работа пневматического пистолета. ----------------------- Page 7----------------------- 5.9. Обучение стрельбы из 3 3 - Беседа пневматической винтовки 5.10. Стрельба из 12 - 3 Практическая работа пневматической винтовки 5.13. Итоговое занятие. 3 1 2 Беседа. Практическая работа. 6. Устав вооруженных 9 9 - сил РФ. 6.1. Суточный наряд. 3 3 - Беседа Гражданская оборона. Средства индивидуальной защиты. 6.5. Тактическая 3 3 - Беседа подготовка. Управление отделением. 6.7. Боевое обеспечение. 3 3 - Беседа Условия обеспечения выполнения боевых задач. Взаимоотношения в отделении. 7. Военная топография. 15 7 8 7.1. Топографические 3 3 - Беседа обозначения. Виды карт и их чтение. 7.4. Составление схем 3 2 1 Практическая работа укрепления штаба. 7.7. Ориентирование на 6 - 6 Практическая работа открытой местности. 7.12. Итоговое занятия. 3 2 1 Беседа. Практическая работа. 8. Тактико-техническая 21 18 3 подготовка 8.1. Основы боя. Действия 3 3 - Беседа. солдата в бою. 8.3. Тактика ведения боя на 3 2 1 Беседа. пересеченной местности. Практическая работа Тактика ведения боя в городе. 8.5. Подготовка 3 2 1 Беседа. оборонительного боя Практическая работа ----------------------- Page 8----------------------- .Разработка и ведения боевых действий. 8.7. Способы ведения 3 3 - Беседа разведки. 8.8. Управление войсками. 3 3 - Беседа. Техническое обеспечение. 8.11. Основы ведения боевых 3 3 - Беседа действий 9.1. Итоговое занятие по 3 2 1 Беседа. теме «Тактико- Практическая работа техническая подготовка» 9. Медицинская 9 6 3 подготовка. 9.1. Оказание первой 3 2 1 Беседа. помощи при переломах, Практическая работа. кровотечениях. Оказание первой помощи при переломах ожогах, ушибах. 9.4. Транспортировка 3 2 1 Беседа. пострадавшего. Личная Практическая работа. гигиена. 9.6. Итоговое занятие по 3 2 1 Беседа. теме «Медицинская Практическая работа. подготовка». 10. Экскурсии 9 9 Итого 216 51 154 Основное содержание. 1.Вводная тема. Патриотическое объединение создается с целью изучения военного дела и подготовки юношей к действительной службе в рядах Вооруженных Сил РФ, а также воспитания самостоятельности, формирования активной позиции молодежного лидера. Организация работы объединения. Роль государства и образования в развитии патриотических объединений. Содержание изучаемой программы, планируемые мероприятия среди объединений. Режим работы объединения. 2. Начальная военная подготовка: Строевая подготовка Теоретические занятия: Строй – установленная строевым уставом размещение военнослужащих и подразделений для совместных действий. Элементы строя: фланг, глубина строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина шага. ----------------------- Page 9----------------------- Развернутый строй. Двух шереножный строй. Колонна. Обязанности воспитанников в строю. Предварительные и исполнительные команды. Практические занятия: Строевая стойка и выполнение команд: «Становись», «Вольно», «Равняйсь», «Смирно», «Заправиться», «головной убор снять (одеть)». Повороты на месте по команде: «Нале-во (право, кругом)». Движение: строевой шаг, походный шаг, шаг на месте. Команды: «Стой», «Шагом марш», выход из стоя и постановка в строй, подход к руководителю и отход от него. Построение, перестроение отделения. Движение строем с песней. Работа в группах почетного караула. Вынос знамени. Возложение гирлянды, почетный караул, смена караула. Огневая подготовка. Теоретические занятия: Материальная часть и технико-техническая характеристика стрелкового оружия. Состоящего на вооружении: АКМ, АК-74. Назначение и боевые свойства ручных гранат. Составные части автомата Калашникова. Меры безопасности при стрельбе. Материальная часть и технические характеристики пневматического оружия. Изготовка и приготовление к стрельбе, техника прицеливания. Практические занятия: Выполнение сборки и разборки автомата Калашникова. Выполнение упражнений по стрельбе на электронном стрелковом тире. Выполнение упражнений по стрельбе из пневматического оружия. Стрельба с изготовкой: лежа, с колена, стоя. Уставы Вооруженных Сил РФ. Теоретические занятия: Изучение гимна, флага и герба РФ. Взаимоотношения между военнослужащими, права и обязанности. Несение суточного дежурства. Порядок отдачи приказа. Гражданская оборона (ГО) Теоретические занятия: Задачи ГО. Организационная система ГО. Органы управления. Силы и средства ГО. Создание Министерства по чрезвычайным ситуациям. Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура РСЧС, координирующие органы, режим функционирования. План действий в чрезвычайных ситуациях и план ГО. Обязанности обучающихся при чрезвычайных ситуациях. Современные боевые средства и их поражающий фактор. Особенности ядерного оружия (взрывное действие, световое излучение, проникающая радиация). Средства защиты. Особенности химического оружия, основы его действия, средства доставки. Виды химического воздействия (нервно-паралитического действия, кожно- нарывного, удушающего, общеядовитого, раздражающего, психо-химического действия). Особенности бактериологического оружия: бактерии, вирусы, риккетсии, грибки, токсины. Современные обычные средства поражения: обычные средства поражения, высокоточное оружие, виды неуправляемых боеприпасов, боеприпасы обычного взрыва, зажигательное оружие. ----------------------- Page 10----------------------- Основные мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Система оповещения. Средства защиты и их устройство. Противорадиационные укрытия. Практические занятия: Работа со средствами индивидуальной защиты: фильтрующие противогазы (принцип действия, подбор), промышленные противогазы, фильтрующие респираторы. Средства защиты кожи. Убежища, их назначение, устройство, правила поведения. 3.Военная топография. Теоретические занятия: Виды карт и их основные характеристики. Определение масштаба. Топографические и тактические условные обозначения. Координатная сетка, счет по улитке. Компас и работа с ним, ориентирование на местности по горизонту. Практические занятия: Топографическое ориентирование на местности. Планирование маршрута движения. Составление схем боевых действий на карте. Упражнения на местности с использованием карты по определению координат объектов. Измерение расстояния между объектами. Ориентирование на местности. 4. Тактико-техническая подготовка Тактика Теоретические занятия: Тактика – составная часть военного искусства, охватывает теоретические и практические аспекты подготовки и ведения боя подразделения, части. Диалектическое взаимодействие с оперативным искусством и военной стратегией. Зарождение тактики. Военачальники и полководцы разных лет. Изучение общих положений теории боя. Общие представления о боевом и походном охранении. Особенности действия подразделения в разведке. Инженерное обеспечение боя, оборудование укрытий и заграждений, маскировка. Практическое занятие: Отработка начальных навыков организации разведработ: передвижение по местности, маскировка, наблюдение, охранение. Подготовка практических планов операции. 5.Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Теоретические занятия: Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена в туристском походе. Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания. Его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Гигиенические основы закаливания (воздухом, водой, солнцем). Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей. Влияние вредных привычек и их физиологическое влияние (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) на здоровье. Составление походной аптечки, хранение и транспортировка. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. ----------------------- Page 11----------------------- Различия и принципы действия. Состав походной аптечки. Перечень названий препаратов, показания к применению. Личная аптечка, индивидуальные лекарства. Виды ран и травм, их классификация, особенности. Возбудители инфекций, инфицирование при ранении и борьба с предупреждением подобных фактов. Обработка ран, диагностика ранений, симптомы. Основные этапы первой медицинской помощи. Правила наложения повязок при иммобилизации различных частей тела при переломе. Кровотечения: виды, их признаки, влияние на организм. Правила наложения кровоостанавливающих жгутов. Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях связок и вывихах, травматическом шоке, ожоге, обморожении и отравлении. Понятие об общей сердечной недостаточности, первая помощь. Солнечные и тепловые удары. Оказание помощи. Поражение электрическим током, оказание помощи. Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, вдвоем на поперечных палках. Перенос вдвоем на шестах со штормовками, на носилках-плетенках их веревок. Изготовление носилок из шестов, волокуши. Практические занятия: Применение средств личной гигиены в походах. Подбор одежды и обуви, уход за ними. Формирование походной аптечки. Личной и групповой. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего. 6. Основы физической подготовки Практические занятия: Прохождение теста нормативов военизированного многоборья: подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнение «Set» (30 сек). Марш-бросок с макетом автомата (3 км), прохождение военизированной полосы препятствий. 1.4 Планируемые результаты. Результативность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» измеряется степенью готовности и стремлением всех обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Конечным результатом реализации программы должны стать: положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения; возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа; обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности, гражданина и патриота Родины. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» призвана способствовать: •развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических ----------------------- Page 12----------------------- чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города, района и региона; • воспитанию у обучающихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; •формированию ответственного понимания обучающихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей; •созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» по военно-патриотическому воспитанию: В результате реализации программы обучающийся должен знать: потенциальные опасности социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной, общественной и государственной безопасности; систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз; государственную политику противодействия терроризму; что такое патриотизм и формы его проявления; основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности и успехи личности; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;  основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;  состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;  основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы;  требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основные права и обязанности, обучающихся в области гражданской ответственности; культурно-исторические и краеведческие особенности развития Приморского края, Партизанского муниципального округа района; признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; основы здорового образа жизни; правила поведения в различных ситуациях. В результате реализации программы обучающийся должен уметь: ----------------------- Page 13----------------------- видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свои идеи; предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях; проявлять гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну в поступках и делах; эмоционально положительно принимать свою региональную идентичность ; уважать личность и ее достоинства, доброжелательно относится к окружающим; уважать ценности семьи, с оптимизмом воспринимать окружающий мир; давать позитивную моральную самооценку; быть готовым и способным к выполнению норм и требований, прав и обязанностей гражданина; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; конструктивно разрешать конфликты; иметь устойчивый познавательный интерес к вопросам патриотизма и гражданственности; быть компетентным в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; понимать и сопереживать чувствам других людей. Личностные, предметные и метапредметные результаты реализации программы Личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;  воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга. ----------------------- Page 14----------------------- Метапредметные результаты: овладение умениями формировать понятия о безопасности личности, общества и государства; анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные связи; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и гражданственности; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области военно-патриотического воспитания с использованием различных источников и новых информационных технологий; развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли. Предметные результаты: 1.В познавательной сфере: знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2.В ценностно-ориентационной сфере: умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3.В коммуникативной сфере: умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его. ----------------------- Page 15----------------------- 5.В трудовой сфере: локализация возможных опасных ситуаций; умения оказывать первую медицинскую помощь. 6.В сфере физической культуры: формирование установки на здоровый образ жизни; развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки. Система оценки достижения планируемых результатов Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность дополнительного образования по военно-патриотическому воспитании, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия. Духовно-нравственные параметры: • повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции обучающихся; • повышение интереса к историческому прошлому города, района, области и страны; • утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов; • проявление мировоззренческих установок на готовность обучающихся к защите Отечества; • уровень реализации творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания. Количественные параметры – это количество: • проведенных исследовательских работ среди обучающихся по патриотическому воспитанию; • детей, занятых в мероприятиях по патриотическому воспитанию; • детей, участвующих в военно-спортивных конкурсах и конференциях; • проведенных выставок патриотической направленности; • проведенных конкурсов по патриотической тематике; • проведенных военно-спортивных соревнований; • проведенных экскурсий и встреч. Итоговая оценка складывается из внутренней и внешней оценок результатов освоения программы. Внутренняя оценка определяется по результатам внутриучрежденческого мониторинга обучающихся, которые отражают динамику военно-патриотического воспитания, отражают динамику формирования их способности к решению практических и познавательных задач. Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы обучающимися (участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня и.т.п.) и осуществляется внешними органами. ----------------------- Page 16----------------------- Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке всех трех групп результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных. Особенности оценки личностных результатов. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности по военно-патриотическому воспитанию. Оценка эффективности освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» проявляется: • в соблюдении норм и правил поведения, • участии в общественной жизни общественно-полезной деятельности; • прилежании и ответственности за результаты деятельности; • готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории; • ценностно-смысловых установках, формируемых средствами программы. Особенности оценки метапредметных результатов Основным объектом оценки метапредметных результатов является: • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Особенности оценки предметных результатов Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом материале, с использованием способов действий, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов, об освоении или неосвоении материала программы принимается на основе результатов мониторинга. 2.1. Условия реализации программы Материально - техническое обеспечение. Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям. Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом ----------------------- Page 17----------------------- в интернет, мультимедийным проектором с экраном. Практические занятия на местности должны проходить на стадионе, в тире, в кабинете, в парке или в лесу. Перечень необходимого оборудования и снаряжения. 1. Персональный компьютер 2. Проектор 3. Экран 4. Гимнастические маты 5. Боксерская груша 6. Боксерские перчатки 7. Лапа боксерская 8. Шлем боксерский 9. Защита голени и стопы 10. Защита корпуса 11. Учебный автомат Калашникова 12. Учебный пистолет Макарова 13. Пневматическая винтовка 14. Пневматический пистолет 15. Электронный стрелковый тир 16. Комплект для изучения тактика боя «Лазертаг» 17. Бинокль 18. Аптечка медицинская в упаковке 19. Курвиметр 20. Компас Информационное обеспечение Учебные фильмы Презентации Интернет сайты 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы. С целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам проводятся промежуточная и итоговая аттестация. В течение всего процесса обучения осуществляется текущий и тематический контроль. Формы контроля различны: применяются как запланированные (см.таблицу), так и скрытые формы (семинары, конференции, смотры, слеты, походы, экскурсии). Вид контроля Форма контроля Сроки контроля Входной контроль Опрос, анкетирование детей Сентябрь и родителей Промежуточный контроль 1. Тестирование. Декабрь 2. Выполнение практических заданий ----------------------- Page 18----------------------- 3. Презентация Май (по окончании проектов, заданий и обучения на каждом уровне отчетов о походах и программы) экскурсиях Итоговая аттестация 2. Тестирование. По окончании обучения на 3. Выполнение каждом уровне программы практических заданий или по окончании всего периода обучения по 3. Защита проектов, отчетов, программе исследований. 4.Портфолио обучающихся Входной контроль направлен на выявление требуемых на начало обучения знаний (опрос, анкетирование). Текущий контроль направлен на проверку усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях (устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств, компьютерных программ). Тематический контроль, имеет цель систематизацию знаний (практический, индивидуальный и фронтальный, комбинированный, самоконтроль). Промежуточный контроль проводится по результатам каждого полугодия, уровня обучения по программе (тестирование, защита творческих проектов, слеты). Итоговая аттестация проводится по окончании курса обучения по дополнительной общеобразовательной программе (тестирование, выполнение практических заданий, защита проектов, отчетов, исследований, портфолио обучающихся). Аттестацию проводит аттестационная комиссия, ее результаты оформляются в протоколы. Оценочные материалы. Средством обратной связи, помогающим корректировать реализацию образовательной программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы. Психологическая диагностика воспитанников проводится в виде тестов, тренингов, игр, анкет. В течение года в программу включены упражнения на развитие памяти, мышления и внимания, на развитие глазомера и ориентирования в пространстве. Результативность выполнения учащимися дополнительной образовательной программы отслеживается в достижениях воспитанников, осуществляется по уровням (высокий, низкий, средний) и оформляется в таблицы. Мониторинг результатов обучения. Показатели Критерии Степень Возможное Методы (оцениваемые выраженности число диагностики параметры) оцениваемого баллов качества 1.Теоретическая подготовка ----------------------- Page 19----------------------- 1.1 Теоретические Способность Минимальный 1 Тестирование, знания по ответить на уровень – контрольный основным разделам простые вопросы ребенок овладел опрос и др. учебно- по всем темам за менее чем 0,5 тематического год. объема знаний. плана программы Средний 5 уровень – ребенок способен ответить на более половины вопросов. Максимальный 10 уровень – освоил практически весь объем знаний. 2. Практическая подготовка 2.1.Туристская Умение Минимальный 1 Наблюдение подготовка пользоваться уровень снаряжением, Средний 5 организовать уровень быт, Максимальный 10 ориентироваться, уровень оказывать первую помощь 2.2.Краеведческие Умение Минимальный 1 Наблюдение навыки проводить уровень наблюдения, Средний 5 исследования и уровень оформлять Максимальный 10 результаты уровень 2.3.Физическая Умение Минимальный 1 Наблюдение подготовка. преодолевать уровень препятствия Средний 5 уровень Максимальный 10 уровень 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1 Умение Адекватность Минимальный 1 Наблюдение слушать и слышать восприятия уровень – педагога информации, ребенок идущей от испытывает педагога серьезные ----------------------- Page 20----------------------- затруднения в работе, нуждается в помощи педагога Средний 5 уровень – работает с помощью педагога Максимальный 10 уровень - работает самостоятельно, не испытывает затруднения. 3.2Учебно- Способность Минимальный 1 Наблюдение организационные самостоятельно уровень – навыки и умения подготовиться к ребенок овладел занятию и убрать менее чем ½ за собой. объема навыков Средний 5 уровень– объем усвоенных навыков более 1/2; Максимальный 10 уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период 3.3 Умение Соответствие Минимальный 1 Наблюдение соблюдать правила реальных уровень– безопасности во навыков ребенок овладел время занятий соблюдения менее чем ½ правил объема навыков безопасности соблюдения программным правил требованиям. безопасности Средний 5 уровень– объем усвоенных навыков более 1/2; ----------------------- Page 21----------------------- Максимальный 10 уровень – освоил практически весь объем навыков за данный период Для фиксации полученных результатов на каждого ребенка применяется индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (таблица 2). Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из числа перечисленных в предыдущей таблице), отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. Допустимо использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет более детально прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку. Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам. Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения. Большое значение для ребенка имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог должен продумать систему работы с родителями, В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы по итоговым работам родители могли видеть рост своего ребенка в течение года. Формы проведения аттестации детей по программе самые разнообразные: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, конкурс, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.д. Главные требования при выборе формы - она должна: - быть понятна детям; • отражать реальный уровень их подготовки; • не вызывать у них страха и чувства неуверенности; • не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха. ----------------------- Page 22----------------------- Немаловажным является личностный аспект образовательных результатов, или механизм оценки личностных качеств ребенка. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. В педагогике получило распространение понимание воспитательного результата как перечня конкретных групп личностных образований, которые должны быть сформированы у обучающегося. Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, можно по трем направлениям. Каждое направление — это соответствующий блок личностных качеств. 1.блок—организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося. 2.блок—ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности. 3.блок —поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе. Предмет оценки здесь — личностные качества, формируемые в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. В совокупности, приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Мониторинг личностного развития ребенка. Показатели Критерии Степень Возмож Методы оцениваемые выраженности –ное диагностики параметры оцениваемого число качества баллов 1.Морально – волевые качества 1.Терпение Способность Терпения 1 Наблюдение переносить хватает менее чем 5 (выдерживать) на ½ занятия; 10 известные Более чем на ½ нагрузки в течение занятия определенного На все занятие времени, преодолевая трудности. ----------------------- Page 23----------------------- 2. Воля Способность Волевые усилия 1 Наблюдение активно ребенка 5 побуждать себя к побуждаются 10 практическим извне действиям Иногда- самим ребенком; Всегда самим ребенком 3. Самоконтроль Умение Ребенок 1 Наблюдение контролировать постоянно 5 свои поступки действует под 10 (приводить к контролем извне; должному Периодически действию) контролирует себя сам; Постоянно контролирует себя сам; 2. Ориентационные качества 1.Самооценка Способность Завышенная 1 Анкетиро- оценить себя Заниженная 5 вание адекватно Нормальная 10 реальным достижениям 2.Интерес к Осознанное Продиктован 1 Наблюдение занятиям в детском участие ребенка в ребенку извне 5 коллективе освоении Периодически 10 образовательной поддерживается программы самим ребенком Постоянно поддерживается самим ребенком 3.Поведенческие качества 1.Конфликтность Способность Периодически 1 Наблюдение (отношение ребенка занять провоцирует 5 к столкновению определенную конфликты; 10 интересов (спору) позицию в Сам в конфликтной конфликтах не ситуации участвует, старается их избежать; Пытается самостоятельно уладить ----------------------- Page 24----------------------- возникающие конфликты 2. Отношение к Умение Избегает 1 Наблюдение общим делам воспринимать участия в общих 5 общие дела как делах; 10 свои собственные Участвует при побуждении извне; Инициативен в общих делах 3. Тип Умение работать Пассивен 1 Наблюдение сотрудничества в коллективе Сотрудничает 5 иногда Активен 10 2.3. Методические материалы Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из своей педагогической и физкультурно-спортивной квалификации. Необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала, цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала. В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используется групповая и индивидуальная работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом. Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению знаний военно-прикладных видов спорта. При проведении занятий большую роль играет использование дидактических материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов. Практическая часть занятий предполагает учебно–деятельностную игру учащихся, выполнение практических упражнений по изучаемой теме. При этом активно используются здоровье сберегающие и информационно – коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются технологии проблемного и диалогового обучения, поисково – исследовательские, тренировочные и игровые технологии, интерактивные методики. Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся по выполнению заданий, физической подготовке, туристские прогулки и экскурсии. При проведении практических занятий активно применяются образовательные технологии личностно – ориентированного и игрового обучения, педагогики сотрудничества, используются тренировочные методики, особое внимание уделяется рефлексии. ----------------------- Page 25----------------------- Для плодотворной работы объединения необходимо: - помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим нормам; - разработки бесед, тренировок, экскурсий; - демонстративный и раздаточный материал по каждой теме занятий. 2.4 Календарно-тематическое планирование Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Практик Дата Всего Теория а I. ОБЩИЙ РАЗДЕЛ Техника безопасности при 1 2 проведении занятий Всего часов по разделу 2 II. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА Конституция Российской Федерации 1 2 по защите Отечества 2 История Российского государства 2 Государственные символы 3 2 Российской Федерации Роль и место ВС в системе 4 обеспечения национальной 2 безопасности История великих побед русской 5 2 армии и флота. Дни воинской славы. Верные сыны Отечества 6 (Георгиевские кавалеры, Герои 2 Советского Союза и России). Выдающиеся военные ученые и 7 2 конструкторы России Победа в Великой Отечественной 8 войне 1941-1945 гг. (Всемирно- 4 историческое значение). Страницы воинской доблести (участие Российских воинов в 9 2 вооруженных конфликтах на территории РФ и других государств). Патриотизм – национальная идея 1 России. Юнармейское движение: 2 0 цели, задачи и Символы. История Приморского края. 1 Героические страницы в истории 2 1 Приморья. Владивосток – город воинской Славы. Всего часов по разделу 24 III. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Вооружение и боевая техника ВС 1 2 РФ ----------------------- Page 26----------------------- Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Практик Дата Всего Теория а Основы общевойскового боя. Понятие о бое. Характеристика 2 2 современного боя, его цель. Виды боя. Обязанности солдата в бою. Условия обеспечивающие успешное 3 2 выполнение боевой задачи. Разведка. Цель разведки. Основные требования, предъявляемые к разведке. Способы ведения разведки. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности, обнаружение противника доклад об 4 2 обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей с помощью угловых величин (формуле тысячной). Понятие о действиях разведывательного дозора. Засада и ее организация. Инженерная подготовка. Инженерная разведка. Инженерное 5 оборудование и маскировка. 2 Оборудование и маскировка окопа для стрельбы лежа. Радиационная, химическая и биологическая защита. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Правила 6 2 пользования противогазом. Общевойсковой защитный комплект. Надевание, снимание, укладка и переноска защитного комплекта. Контрольно-комплексное занятие с 7 курсом выживаемости (полевой 2 выход) Всего часов по разделу 14 VI. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА Требования безопасности при поведении занятий по огневой подготовки и обращении с оружием и 1 2 боеприпасами. Ответственность юнармейцев по соблюдению требований безопасности. Устройство и тактико-технические характеристики Автомата Калашникова и его модификациями, 2 2 пистолета Макарова. Отработка нормативов по разборке – сборке АК, ПМ. ----------------------- Page 27----------------------- Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Практик Дата Всего Теория а Назначение, общее устройство и классификация ручных гранат и мин. Осмотр и проверка исправности 3 гранат и мин. Подготовка ручных 2 гранат к броску. Требования безопасности при обращении с гранатой. Устройство и тактико-технические характеристики пневматического 4 оружия. Правила стрельбы из 2 пневматической винтовки и пистолета. Основы и правила стрельбы из 5 2 стрелкового оружия Практическая стрельба из 6 2 пневматического оружия. 7 Прием зачетов по стрельбе. 2 Прием зачетов по метанию ручных 8 2 гранат. Всего часов по разделу 16 V. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ Ориентирование на местности без карты. Сущности ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности определение направлений на стороны горизонта по компасу, признакам местных предметов. Определение своего 1 местоположения относительно 2 окружающих предметов. Ориентирование на местности по азимуту. Магнитный азимут. Определение азимута на местные предметы. Выдерживание указанного направления движения и расстояния. Обход препятствий. Способы выживания в сложных климатических условиях и при 2 возникновении нештатных ситуаций 2 природного характера. Проверка туристических навыков Топографические карты, их 3 назначение и краткая характеристика. 2 Чтение карты. 4 Компас и его применение. 2 Всего часов по разделу 8 ----------------------- Page 28----------------------- Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Практик Дата Всего Теория а VI. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. Обращение с 1 1 пострадавшим. Транспортировка пострадавших. Средства первой помощи. Аптечка 2 индивидуальная № 1 и № 2. 1 Санитарная сумка. Перевязки. Бинтовые повязки головы и шеи, на грудную клетку, 3 2 живота, верхних и нижних конечностей. Косыночные повязки. Травмы, ранения, раны. Обработка 4 1 ран. Осложнения ран. Кровотечения. Правила наложения жгутов. Остановка кровотечений. 5 2 Остановка других видов кровотечений. Ушибы мягких тканей. Подвывихи и вывихи. Растяжения. Переломы. 6 2 Правила наложения шин. Иммобилизация. Термические ожоги. Химические 7 ожоги. Комплект противоожоговый. 2 Отморожения. Общее замерзание. Понятия о мнимой и действительной 8 смерти. Искусственное дыхание. 2 Непрямой массаж сердца. Электротравма. Поражение 9 2 молнией. 1 Перегревание. Тепловой удар. 1 0 Солнечный удар. 1 Помощь при утоплении. 1 1 1 Обморок. Помощь при шоке. 1 2 1 Укус животных, змей и насекомых. Энцефалит клещевой. Укусы морских 2 3 млекопитающих. Отравление газами. Отравление химическими веществами, пищевыми 1 продуктами, суррогатами алкоголя, 2 4 никотином, наркотик содержащими препаратами, лекарственными веществами. Всего часов по разделу 22 ----------------------- Page 29----------------------- Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Практик Дата Всего Теория а VII. РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА 1 Оружие массового поражения 2 Аварии природного и техногенного 2 2 характера Общевойсковой защитный костюм, 3 Легкий костюм № 1. Противогазы. 2 Гопкалитовый патрон. Всего часов по разделу 6 VIII. ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ УСТАВЫ Устав внутренней службы: общие положения. Права, обязанности и ответственность военнослужащих, взаимоотношение между 1 2 военнослужащими. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности внутренней службы. Суточный наряд. Дисциплинарный устав: Общие положения. Поощрения взыскания 2 2 дисциплинарный ответ военнослужащих. Устав гарнизонной и караульной 3 службы. Общие положения. 2 Караульная служба. 4 Строевой устав общие положения. 2 5 Кодекс военнослужащих. 2 Положение о ношении формы 6 2 одежды. Всего часов по разделу 12 IX. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА Общие положения 2 Обязанности командиров и военнослужащими перед 2 построением и в строю Строевые приемы и движения без оружия. Строевая стойка. Повороты 2 на месте. Движение, повороты в движении Положение о Государственном 2 флаге РФ и боевом знамени в строю. Всего часов по разделу 8 X. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ----------------------- Page 30----------------------- Количество часов № п/п Наименование раздела, темы Практик Дата Всего Теория а Введение в валеологию. Физическое 1 1 развитие и его оценка. 2 Основы здорового питания. 2 Дыхательная система, показатели 3 1 здоровья и его оценка Сердечно-сосудистая система, 4 1 показатели здоровья и его оценка Сенсорные системы, показатели 5 1 здоровья и его оценка 6 Закаливание и личная гигиена. 2 7 Комплекс вольных упражнений 2 8 Основы рукопашного боя 2 9 Общевойсковая полоса препятствий 2 1 Сдача нормативов ВФСК ГТО 2 0 Всего часов по разделу 14 XI. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Культура поведения юнармейца. 1 2 Основы светского и военного этикета Правила и нормы поведения в 2 2 общественных местах Правила речевого этикета. Правила 3 2 ведения беседы, дискуссии Конфликт и способы его 4 2 преодоления 5 Этикет внешнего вида 2 6 Правила столового этикета 2 Картинная галерея – это… Великие 7 2 художники. 8 Театр начинается с вешалки. 2 9 Музей кладезь древних знаний. 2 Всего часов по разделу 18 ИТОГО ЧАСОВ 144 ПРОГРАММА рассчитана на занятия 4 часа в неделю – 144 часа в год. Список литературы для юнармейцев: 1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966. 2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с. 3. Мохунов Г.А. Герои Приморья..: Издательский центр Примамедиа . . 4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977. ----------------------- Page 31----------------------- 5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997. 6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с. 7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с. 8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994. 9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000. 10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира). 11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с. 12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.